пятница, 12 апреля 2013 г.


ВЕРНОСТЬ ЗЕМЛЕ



                   Отец мой  был природный пахарь...

Вороновка, Октябировка, Сараевка, Мурашовка... Кто сегодня помнит эти исчезнувшие  красивые  деревни, расположенные  в трех-пяти  километрах друг  от  друга по  прямой дороге.

Здесь, в сибирских  местах  обосновались приезжие с Украины,  трудолюбивые  и, несмотря на  лишения, веселые  люди  - семьи Дименко, Стасенко, Мищенко, Максимейко, Щекотины, Бабоха...
Об  этих  деревеньках, где родился  и  вырос, папа вспоминал всю  жизнь.  Савелий, его  отец - трудяга вложил в своего  наследника  такие  же качества.

Мурашовцы  любили неугомонного паренька и скучали, когда  не  видели. А  он,  то по  хозяйству  хлопочет,   то  убежит за околицу,  где простор  и  кони   пасутся...

Красота  кругом - ковыльная степь, луга, колки, поля...
-К своим вороным  Петька побежал, скажут  деревенские.
Совсем  разные по  характеру  бабушка  с  дедушкой  жили спокойно,  без  лишней суеты.
-Савелий, -окликала  Липистинья своего  ненаглядного, поправляя   темные,  роскошные волосы.

Отступив от  сказанного,  и  забегая  далеко вперед, скажу... волосы сохранились у  бабушки  до  глубокой старости без седины,  да  и не просто  - до  глубокой,  прожила она  сто  лет, а может  и   больше, потому как  запись в  метриках  была не  точной.
 А  когда ей  уж  за  девяносто  перевалило,   бабушка , усевшись   посредине кровати  и, сложив  под собой  ноги, всегда просила  подать...  книгу. Не  знаю  человека   который  бы столько прочел за свою жизнь. Были у нее какие-то  очки, но  она предупредительно говорила:
-Очок не надо.

Савелий  спешил  откликнуться,  бабушка властной  была.
-Петро наш  где? Дров к утру надо  занести,  вставать-то  мне  до восхода,  баню пораньше истопить, потому как - чистый  четверг...

-Пошто  беспокоишься? Петька  давно  занес  и в  избу ,  и в  баню... Вон  он уже  за деревней. Слышишь,  коней  заворачивает.

И, действительно, громкий, сочный  голос  мальчугана  слышен  был  издалека. Он  то насвистывал,  то  напевал. 
Так  и  жила своей  размеренной жизнью Мурашовка... Стояла  она как  бы на возвышенности...

Широкая улица сплошь была покрыта спорышом, в простонародии -  травой-муравой... Посредине деревни  на просторе - колодец  и грациозным  "журавлем".

Когда Петьке  исполнилось тринадцать - началась война. Все дети враз повзрослели, а старшого - Иванку, как  ласково, на украинский  манер,  говорила  бабушка, - послали воевать.
Домой дядя  пришел по ранению.

Эх, деревенская  жизнь... С  одной стороны она кажется спокойной, а  с  другой... Жаром  заливало, еще недавно  бравого, солдата. Проявляли заботу  мурашовские лекари,  да в район  надо  было. Гангрена тем временем  не  ждала. Похоронили.

 Петро каждый  год, уж когда  и  деревня  разъехалась,  на кладбище  наведывался.  В родительский  день, как  и водится, приезжал  обязательно.  А в доме Дименко  с портрета смотрел на всех Иван,  на его  груди  красовался  орден Красной Звезды. 
-Иван был в отца, -скажет  бабушка, -курчавый. А Петька на  меня похож. А работящие оба, как Савелий...

За  годы войны село поредело.  В сорок пятом  дом Дименко осиротел. Савелий чего-то немного  поболел,  да  и  не выдержал.

-Жениться  бы тебе,- скажет  мать Петру.
- Я-то  одна уж  и не управляюсь, а с Сашки  толку мало. И  где его угораздило, ведь спину-то поломал. А Полинка,  да Параська  теперь  на свекрух стараются.  Мне же   Варку хоть  бы подростить...

Петьке-то  и 18 еще не было.  Старики  советовать стали:
-Ты  бы в Лепокурово съездил...У Марии Яковлевны Стасенко,  с  большим уважением говоря   о сельской  певунье, а потому называя по имени-отчеству, дочка есть -  красавица.

А что...  и поехали, познакомились, да в тот же день,  как тогда водилось, и засватали.  Закончилась  осенняя страда и всей  деревней  свадьбу сыграли.Так в семье  Дименко появилась  русоволосая и трудолюбивая Шурочка.


Семейную жизнь   начинали   с  нехитрых пожитков.  Весенней порой, собираясь  в поле на работу,   Шурочка  починила  Петру  брюки  своей юбкой,  благо  две было.

 А  вскоре возлюбленный и   в армию ушел , в  Порт-Артуре служил.  Там и   узнал о рождении первой  дочери.

 Племянник - сын старшей сестры Ганны,  радостно   кричал со  двора  чуть  ли  не  на всю деревню:
-Тетя Шура с Николаем! 
Бабушка Мария заулыбалась,  горделиво повернув  голову, в сторону забежавшего в  хату внука, сказала:
-Какой тебе Николай, Коля. Девочка!

-Внук вроде  бы сник. но  только  на минуту. Тут  же, встрепенувшись, сообразительнывй малец  закричал:
-Бабушка,  так  тогда  пусть  будет  Екатериной-царевной. 
На  том  и порешили.

 Потом  в семье Дименко  родились  еще четверо детей  -Татьяна, Варвара, Юрий  и Наталья. Дом Петр построил, не  только себе, всей родне  и детям  помогал. Дерево  тоже  посадил, а точнее целые  рощи. Так что свою  жизненную программу выполнил. Но  об  этом я вам  расскажу  завтра.

                                             
 Вот  только  грустно...  Из  названных   в первых  строках деревень, а к ним можно   добавить не задумываясь еще  десятка  два,  ни  одной  нет на карте края. Но нашей памятью  все помнит Земля, ибо  для  чего  мы на ней живем?

6 комментариев:

  1. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, Екатерина! Не люблю длинные ролики, а читала бы вас и читала... Успехов и благополучия!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо Вам, Мария.Коротко не получается. Но публиковать могу каждый день. Только вот читали бы. а потому очень благодарна.

      Удалить
  3. Молодец Екатерина! Прекрасная статья. С удовольствием прочитала. Желаю удачи, успехов и благополучия!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надежде с признательностью за доброту большое спасибо.

      Удалить
  4. Так интересно. Возможно интернет нам поможет переехать на лоно природы.Цивилизация идет своим ходом.А значит скоро можно жить в деревне на природе и работать через Интернет.

    ОтветитьУдалить